Организация, не имеющая эффективного процесса найма и отбора персонала, не оказывает себе никаких услуг. Хорошо продуманный процесс позволяет вам как привлечь широкий круг кандидатов, так и сузить выбор до тех пор, пока вы не найдете идеального кандидата на каждую вакансию.

В этой статье мы объясним разницу между наймом и отбором, объясним, почему эти две фазы процесса найма так важны, и расскажем об основных этапах процесса.

Основные выводы:

  1. Рекрутинг и отбор – две ключевые части процесса найма, которые позволяют компаниям находить и привлекать лучших специалистов.
  2. Подбор персонала включает в себя ознакомление с описанием вакансии как можно большего числа людей. Отбор предполагает сужение круга кандидатов до тех пор, пока не останется лучший кандидат на эту роль.
  3. Процесс найма и отбора включает шесть основных этапов: составление описания вакансии, размещение объявления о вакансии, отбор кандидатов, проведение собеседований, тестирование и оценка, а также отбор успешного кандидата.

Что такое рекрутинг?

Рекрутинг – это процесс, который организации используют для поиска, привлечения и выявления кандидатов на открытые вакансии. Цель рекрутинга – собрать как можно больше подходящих кандидатов на должность (используя как можно больше подходящих методов рекрутинга).

В широком смысле, существует два типа подбора персонала:

Внешний рекрутинг: Это когда рекрутеры ищут кандидатов за пределами своей организации. Они могут делать это, размещая объявления на сайтах вакансий, используя социальные сети или размещая описания вакансий на своем собственном карьерном сайте. Внешний рекрутинг может также включать в себя контакты с пассивными кандидатами – теми, кто не ищет работу активно.

Внутренний рекрутинг: Этот способ предполагает поиск кандидатов, которые уже работают в данной организации в другой должности. Многие компании предпочитают разместить внутреннее объявление о вакансии, прежде чем открывать поиск для внешних кандидатов. Это может позволить им сэкономить деньги, поскольку продвижение по службе обычно обходится дешевле, чем наем нового кандидата.

Что такое отбор?

Отбор – это процесс оценки качеств, знаний и опыта кандидатов с целью сужения круга претендентов до тех пор, пока не останется лучший человек на эту роль. Этот процесс обычно включает в себя проведение собеседований и использование различных тестов и оценок для оценки каждого кандидата.

Различия между набором и отбором персонала

Вот некоторые основные различия между наймом и отбором:

Рекрутинг

  1. Первый этап – представление роли подходящим кандидатам
  2. Позитивный процесс – цель состоит в том, чтобы привлечь как можно больше кандидатов
  3. Более простой процесс – рекрутеры должны просто составить соответствующее описание вакансии и опубликовать его в нужных местах
  4. Обычно не занимает много времени и не требует больших затрат
  5. Только информирование о вакансиях – договорные отношения не устанавливаются

Отбор

  1. Второй этап – углубленный анализ каждого кандидата
  2. Негативный процесс – цель состоит в том, чтобы отсеять кандидатов из списка, пока не останется всего несколько человек
  3. Более сложный процесс, включающий различные тесты и этапы – рекрутеры должны тщательно изучить каждую заявку, чтобы выявить лучших кандидатов
  4. Может отнимать много времени и быть дорогостоящим
  5. Предполагает заключение договора между компанией и успешным кандидатом

Почему важен оптимальный набор и отбор персонала

Вот четыре причины, по которым оптимальный процесс найма и отбора персонала является залогом успеха организации:

  • Позволяет привлечь лучших специалистов: Эффективный процесс подбора персонала связывает вас с лучшими кандидатами. Это особенно важно, если вспомнить, что около 70% рабочей силы составляют пассивные кандидаты, которые, вероятно, не наткнулись бы на ваши вакансии без активного участия вашей команды по подбору персонала.
  • И дело не только в поиске подходящих кандидатов: исследование 2019 года показало, что почти половина соискателей в отраслях с высоким спросом отклонили предложение о работе из-за плохого опыта подбора персонала. Надежный процесс подбора и отбора персонала поможет убедить лучших кандидатов в том, что вы – именно та компания, которая им нужна.
  • Снижает текучесть кадров и прогулы: Если все сделано правильно, то эффективный процесс найма и отбора может повысить вовлеченность сотрудников, сократить количество прогулов и даже повысить уровень удержания. В конце концов, когда вы находите подходящего человека на должность, гораздо больше шансов, что он будет работать наилучшим образом и останется в компании надолго.
  • Экономит деньги вашей организации: Слишком долгое пребывание на пустой должности может сильно ударить по финансам компании. Но согласно опросу Harris Poll 2017 года, средняя стоимость неудачного найма составляет почти 15 000 фунтов стерлингов. Это означает, что и рекрутинг (который позволяет компаниям найти кандидатов на каждую открытую вакансию), и отбор (который гарантирует, что они выберут правильного кандидата) помогают компаниям экономить деньги в долгосрочной перспективе.
  • Создает равные условия: Формализуя процесс найма и отбора, вы можете гарантировать, что он не оставляет места для неосознанного предубеждения со стороны менеджеров по найму. Это дает возможность каждому, кто обладает необходимыми навыками и опытом, получить должность, независимо от его происхождения.

6 ключевых этапов процесса найма и отбора персонала

Процесс найма и отбора можно разбить на шесть основных этапов:

1. Создание описания должности

Первым шагом в этом процессе является составление четкого и подробного описания должности для каждой роли. Это первое знакомство кандидата с ролью, а зачастую и с вашей организацией, поэтому очень важно составить его правильно. Чтобы гарантировать, что вы получите заявки только от кандидатов с нужными навыками и опытом, убедитесь, что ваше описание вакансии максимально четко описывает ваши требования к роли.

2. Реклама в нужных местах

Далее вам необходимо опубликовать описание своей вакансии. Для универсальных должностей вы можете разместить его на общих сайтах по трудоустройству, в социальных сетях, таких как LinkedIn, и на сайте карьеры вашей компании. Для более специализированных должностей, возможно, вам стоит изучить более специализированные доски объявлений. Если вы хотите объявить о вакансии внутри компании, вы также можете опубликовать описание вакансии в информационном бюллетене для сотрудников, разослать его по электронной почте или даже разместить на доске объявлений.

3. Отбор резюме

Далее вы начнете отбор кандидатов на соответствие требованиям должности, чтобы отсеять тех, кто не подходит. Многие компании используют для оценки кандидатов на этом этапе слепой отбор. Это когда вы просматриваете резюме или заявки с удаленной идентифицирующей информацией, чтобы такие характеристики, как раса, возраст, пол или социально-экономическое положение кандидата, не влияли на ваши решения.

4. Собеседования

Когда вы сузили первоначальный круг кандидатов, следующим этапом обычно является собеседование с наиболее сильными из них. Собеседование – это возможность познакомиться с кандидатами и лучше понять их возможности. Оно также позволяет определить, подходят ли они к культуре вашей компании. В зависимости от старшинства должности, вы можете провести несколько раундов интервью с различными заинтересованными лицами, отсеивая слабых кандидатов после каждого раунда.

5. Тесты и оценки

Далее вам необходимо определить, обладают ли оставшиеся кандидаты необходимыми навыками и качествами для данной роли. В зависимости от характера роли, вы можете решить использовать:

  • Тесты личности: Они предназначены для проверки “мягких” навыков кандидата и определения того, как он будет вести себя в определенных ситуациях.
  • Тесты на знание: В них кандидатам предлагаются конкретные ситуации или вопросы, оценивающие их знания, подготовку и опыт.
  • Психометрические тесты: Они предназначены для оценки интеллекта кандидатов и обычно предполагают решение задач в течение определенного времени.
  • Оценка технических навыков: Они позволяют объективно оценить технические навыки кандидатов, что облегчает сравнение одного кандидата с другим.

6. Отбор кандидатов

На заключительном этапе проводится отбор кандидатов по результатам собеседований, тестов и оценок, которые они прошли. Это позволит вам отбирать кандидатов до тех пор, пока вы не найдете лучшего кандидата на эту должность.

На этом этапе вы можете сделать предложение о работе выбранному вами кандидату. Если он примет его, вы вместе подпишете трудовой договор, и он начнет работать у вас после того, как отработает срок предупреждения об увольнении в своей нынешней должности.

Часто задаваемые вопросы: Набор и отбор персонала

Здесь представлены ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о процессе найма и отбора:

В чем разница между набором и отбором?

Набор и отбор – это два разных этапа в процессе найма. Набор включает в себя ознакомление с описанием вакансии как можно большего числа потенциальных кандидатов. Отбор – это сужение круга кандидатов до тех пор, пока не останется самый сильный кандидат.

Почему рекрутинг и отбор имеют значение?

Эффективный процесс найма и отбора позволяет компаниям находить, привлекать и выявлять лучших кандидатов на каждую открытую должность. Это может помочь сократить отсев, повысить производительность и даже улучшить итоговые показатели компании.

Оригинал статьи: https://www.personio.com/hr-lexicon/recruitment-and-selection/

От hrspektr